Программа здоровьесбережения на 2024-2026 гг

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического совета МБОУ
«Зеленниковская СОШ»

приказом директора

протокол № 2 от 13.09.2024 г.

МБОУ «Зеленниковская СОШ»
от

13 сентября 2024 года № 67

Программа здоровьесбережения в МБОУ «Зеленниковская СОШ»
на 2024-2026 гг.

Зеленник-2024

Паспорт программы
Наименование программы
Цель программы

Задачи программы

«Школа – территория здоровья»
Создание условий, гарантирующих охрану и
укрепление физического, психологического и
социального
здоровья
обучающихся
и
формирование у них знаний, умений, навыков,
мотивов вести здоровый и безопасный образ
жизни.

- внедрение в образовательный процесс
здоровьесберегающих технологий;
- формирование у обучающихся основ
теоретических знаний и практических умений,
относящихся к физическим возможностям
человека и его здоровью;
- пропаганда здорового образа жизни,
формирование отношения к своему здоровью и
здоровью окружающих как к важнейшей
социальной ценности;
- изменение ценностного отношения к
вредным привычкам и формирование личной
ответственности за свое поведение;
обучение
умению
противостоять
разрушительным для здоровья формам
поведения;
четкое
отслеживание
санитарно
гигиенического состояния школы;
- формирование системы выявления уровня
здоровья
обучающихся
и
его
целенаправленного отслеживания в течение
периода обучения;
- развитие здоровой, комфортной и безопасной
образовательной среды;
развитие
здоровьесберегающей
компетентности педагогов;
- воспитание у обучающихся сознательного
отношения к своему здоровью и здоровому
образу жизни
Срок реализации программы
2019
2024-2026
Ожидаемые конечные результаты
1. Разработка
системы
реализации
программы,
их физкультурно-оздоровительной
работы
социальная эффективность
образовательного
учреждения
через
совместную
деятельность
медицинских
работников,
педагогов,
родителей
по
предупреждению
заболеваний
детей
и
подростков, сохранению и своевременной
коррекции
здоровья
школьников
для
достижения оптимальных результатов в

учебной деятельности каждого школьника.
2. .Организация систематического
контроля за состоянием здоровья учащихся и
учителей
на
основе
организации
профилактических осмотров.
3. Снижение заболеваемости всех
участников образовательного процесса.
4. Повышение уровня знаний по
вопросам здоровья и его сохранения.
5. Повышение качества обучения за
счет уменьшения негативного воздействия
процесса
обучения
и
воспитания
на
психофизиологический
статус
детей
и
подростков;
6. Апробация элементов методик по
ранней диагностике, прогнозу и коррекции
трудностей
социальной
адаптации,
предрасположенности к вредным привычкам;
7. Разработка рекомендации для
родителей, администрации школы, учителей предметников,
позволяющие
систематизировать работу по проблеме
здоровьесбережения;
8. Включение в план работы школы
регулярное проведение недель здоровья;
9.Организация системы кружковых
и
факультативных
занятий
по
формированию ЗОЖ.
Нормы и методы реализации Групповые и индивидуальные занятия, беседы,
программы
наблюдения, мозговые штурмы, внеклассная
работа, внеурочная деятельность.
Условия реализации программы

Разработка
программы
обеспечения приоритета здоровья в ОУ

учет в любом решении ОУ
аспектов, связанных с влиянием данного
решения на здоровье школьников

проведение
диагностики
здоровья
обучающихся
и
мониторинга
происходящих в школе изменений, связанных
с вопросами здоровья

учет результатов мониторинга
здоровья обучающихся при разработке
программы развития школы
Управление, контроль
Контроль
за реализацией
мероприятий
программы осуществляют исполнители в
рамках должностной компетентности. Общее
руководство осуществляет администрация
школы.

Нормативно-правовая база программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:
1. «Конвенция ООН о правах ребенка» 1989 г.;
2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
4. Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г.;
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.2 2821-10),
зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993;
6. СанПин
2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи ;
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
8. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных
требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников»
Пояснительная записка
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного
физического, психического и социального благополучия. Забота о сохранении здоровья
учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива
и самого ребенка. Здоровье-основа формирования личности. Таким образом, проблемы
сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни,
создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического,
психического и духовного, будут актуальны всегда. Следует обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него
необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать
здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей
выделено в приоритетную задачу.
Педагогический коллектив МБОУ «Зеленниковская СОШ», уделяя большое внимание в
своей
образовательной
деятельности
здоровью
обучающихся,
пришел
к
необходимости применения
здоровьесберегающих
технологий
в
организации
образовательного
процесса,
и
разработать
программу «Школа
–
территория
здоровья», способствующую созданию оптимальных условий для сохранения и укрепления
здоровья участников образовательного процесса.
В качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о
сохранении здоровья учащихся и учителей. Охрана здоровья учителя является важным
фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относиться к своему
здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.
Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы, раздел
«Календарный план реализации программы» обновляется каждый учебный год.
Вместе с тем выявлен ряд проблем, среди которых:

не созданы соответствующие условия для занятий физической культурой и
спортом для детей с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями здоровья;

отсутствует глубокая медицинская диагностика врачей- специалистов.

Предметом исследования, а также целью данной программы является поиск наиболее
оптимальных средств для формирования самой важной базовой характеристики,
обеспечивающей реализацию всех остальных,- здоровья.
Программа призвана реализовать основные положения Декларации прав ребенка,
направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.
Материально-техническое обеспечение
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья
учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам,
нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда
обучающихся. Здание школы расположено на благоустроенном участке. Территория школы
ограждена забором. На территории школы расположена спортивная площадка. Здание
подключено к районным инженерным сетям – холодному и горячему водоснабжению,
отоплению.
Материально – техническая база - необходимое условие функционирования и
развития образовательного учреждения. Совершенствование материально-технического
обеспечения современным учебным и спортивным оборудованием, информационнотехническими средствами являются современными требованиями к образовательному
учреждению. В школе созданы оптимальные материально-технические условия для
осуществления учебно-воспитательного процесса. Школа имеет необходимый набор
помещений для изучения обязательных учебных дисциплин. Учащиеся начального общего
образования обучаются в учебных помещениях, закрепленных за каждым классом,
основного и среднего образования – по классно-кабинетной системе.
В школе просторные, оборудованные кабинеты, компьютерный класс, 1 спортивный
зал с инвентарем и необходимым оборудованием, тренажерный зал, раздевалки, душевые,
отдельные для девочек и мальчиков, спортивная площадка - стадион для активных игр и
прогулок, настольный теннис, столовая (организовано горячее питание, разнообразное
меню), актовый зал. В школе имеются кабинеты физики, химии, литературы, информатики,
математики, учительская и другие, которые оборудованы мебелью. Кабинеты обеспечены
необходимым учебным и компьютерным оборудованием, отвечающими гигиеническим
требованиям. Школа подключена к сети Internet. Используется лицензионное программное
обеспечение.
Информационно-коммуникативные технологии широко используются во внеурочной
деятельности школы. Организован доступ обучающихся и педагогов к средствам ИКТ и
Интернет-ресурсам для поиска информации, оформление работ, создания фильмов и
презентаций с разнообразной тематикой для проведения классных часов, общешкольных
научно-практических конференций, вечеров отдыха, родительских собраний и других
мероприятий с использованием ПК и ИКТ.
Функции различных категорий работников школы

1. Функции администрации:

общее руководство реализацией программы: организация, координация,
контроль;

общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в
школе;

организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЗР в
классах среднего и старшего звена;

организация и контроль уроков физкультуры;

обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул,
работы спортивных секций;


разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического
здоровья учащихся и ее контроль;

организация
работы
классных
руководителей
по
программе
здоровьесбережения и ее контроль;

организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и
обеспечение поддержки детей из таких семей;
2. Функции классного руководителя:

санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в
школе;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по
профилактике частых заболеваний учащихся;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по
профилактике детского травматизма на дорогах;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по
профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

организация и проведение профилактических работы с родителями;

организация встреч родителей с представителями правоохранительных
органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками;

организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты,
лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

организация и проведение исследования уровня физического и
психофизического здоровья учащихся;

организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися
правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Сроки и этапы реализации программы
І этап – 2024-2025 гг
ІІ этап – 2025 – 2026 гг
1 этап - определение концептуальной линии развития ОУ (1 год):

изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;

разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
формирование научно-методической базы ОУ здоровьесберегающего типа(1 год):

совершенствование материально-технической базы ОУ;

разработка
научно-методических
положений
программы
здоровьесберегающего образования;

подбор диагностических методик для определения индивидуального профиля
учащегося;

программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни обучающихся
2 этап – разработка программ деятельности здоровьесберегающего образовательного
учреждения (1 год):

внедрение программ психофизического сопровождения образовательного
процесса в ОУ;

разработка программы обучения педагогов технологиям здоровьесбережения и
индивидуализации обучения;

обобщение передового педагогического опыта и разработка учителями
собственных здоровьесберегающих образовательных технологий с последующим
внедрением их на уроках.

практическая реализация программы развития ОУ здоровьесберегающего типа.

Работа педагогов всех МО школы по внедрению технологий
здоровьесбережения и индивидуализации обучения;

Проверка
результативности
внедряемых
здоровьесберегающих
образовательных технологий и технологий индивидуализации обучения

Разработка программ самоаудита здоровьесберегающей деятельности ОУ;

Публикация полного пакета материалов функционирования собственного
здоровьесберегающего ОУ
Общее представление о здоровьесберегающей среде в образовательном учреждении
МБОУ «Зеленниковская СОШ»
Приоритетной задачей нашей школы, выбравшей концепцию здоровьесберегающей
деятельности, становится концепция усилий всего педагогического коллектива на
формировании здорового образа жизни школьников. Эта задача затрагивает все аспекты
существования образовательного учреждения:
 Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм
 Учет возрастных особенностей обучающихся
 Режим учебно-познавательной деятельности
 Организация питания
 Социально-педагогические условия обучения
Слагаемые здоровьесберегающей среды:
 Родители, их взаимоотношения с ребенком
 Школьная среда
 Организация и содержание внеучебного времени
 Педагогическая среда (конкретный процесс на уроках)
 Психологическая среда (общение с учителями и учащимися)
 Санитарно-гигиеническая среда (состояние здания школы)
Основные блоки здоровьесберегающей деятельности по сохранению и укреплению
здоровья
Блок профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся
предполагает:
 регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием
здоровья обучающихся:
 использование в школе рекомендованных методов профилактики заболеваний
 обсуждение данных мониторинга здоровья учащихся на педсоветах
 создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и
обучения детей и формирование их здоровья:
 составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
 проведение физкультминуток;
 гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с
учетом школьного расписания, режима дня;
 четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
 планомерная организация питания учащихся;
 реабилитационную работу:
Блок просветительско-воспитательной работы предполагает:


организацию «Дней здоровья», внеучебной деятельности и воспитательной
работы здоровьесберегающей направленности;

включение в воспитательный план образовательного учреждения мероприятий,
направленных на формирование мотивации здорового образа жизни (тематические классные
часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений,
различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами
внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии,
географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
Блок рациональной организации учебного процесса предполагает:

соблюдение гигиенических норм в организации учебной нагрузки;

использование приемов индивидуализации обучения;

строгое соблюдение гигиенических требований к использованию технических
средств в учебном процессе;

использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в
организации учебной деятельности;

предупреждение проблем развития ребенка;

обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

развитие познавательной и учебной мотивации;

формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы
школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния
учащихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения;

организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи
учащимся.
Блок организации физкультурно-оздоровительной работы предполагает:

регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий с целью
профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

привлечение системы кружковой, внеклассной и внеучебной деятельности к
формированию здорового образа жизни учащихся;

организация динамических перемен, физкультпауз на уроках;

эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (включая занятия ЛФК),
родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным
формам оздоровительной работы.
Блок здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения предполагает:

соответствие помещения школы гигиеническим нормативам;

наличие
в
образовательном
учреждении
состава
специалистов,
обеспечивающих здоровьесберегающую работу

оснащенность физкультурного зала, спортплощадки, школьной столовой.
Блок организации системы просветительской и методической работы с педагогами и
родителями предполагает:

проведение в образовательном учреждении постоянно действующих лекториев
по различным вопросам роста и развития обучающихся и их здоровья;

повышение уровня знаний в области вопросов здоровьесбережения;

обеспеченность образовательным учреждением необходимой научнометодической литературой

Структура мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного
учреждения
Раздел 1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни обучающихся (организация здоровьесберегающей деятельности ОУ и готовность
учителей к реализации здоровьесберегающей деятельности.

Позиционирование школы в качестве здоровьесберегающего образовательного
учреждения

Вовлечение школы в сетевое взаимодействие системы здоровьесберегающих
школ, научно-педагогических и общественных организаций

Готовность учителей к участию в здоровьеохранной работе

Организация методической работы по повышению квалификации
педагогических кадров в области здоровьесберегающего образования

Организация
самоаудита
школы
внутреннего
мониторинга
здоровьесберегающей деятельности школы
Раздел 2. Реализация здоровьесберегающих требований к инфраструктуре образовательного
учреждения.

Выполнение здоровьесберегающих требований к размещению ОУ, земельному
участку, зданию школы

Организация питания обучающихся

Выполнение здоровьесберегающих требований к воздушно-тепловому режиму
образовательного учреждения

Выполнение здоровьесберегающих требований к естественному и
искусственному освещению

Выполнение здоровьесберегающих требований к состоянию и оборудованию
учебных кабинетов и применению в образовательном процессе технических средств
обучения.
Раздел 3. Рациональная организация образовательного процесса и использование
здоровьесберегающих технологий при реализации образовательного процесса в школе.

Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации учебного
процесса

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Психологические основы здоровьесберегающей организации учебного
процесса
Раздел 4. Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта в
здоровьеохранной деятельности образовательного учреждения

Состояние
физкультурно-спортивного
комплекса
образовательного
учреждения

Организация уроков физвоспитания в образовательном учреждении

Физвоспитание в режиме дня школы

Внеклассная физкультурно-спортивная работа

Контроль за выполнением обучающимися образовательного учреждения
нормативов двигательной активности

Комплексная
оценка
физической
подготовленности
обучающихся
образовательного учреждения

Раздел 5. Образовательная и воспитательная работа по организации системы формирования
приоритетов здорового образа жизни обучающихся.

Организация образовательной работы в ОУ в рамках учебных дисциплин
здоровьеохранного блока

Организация воспитательной работы в ОУ в области формирования культуры
здорового образа жизни обучающихся

Участие обучающихся и их родителей в здоровьеохранной работе
образовательного учреждения.
Раздел 6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ в среде
обучающихся

Программа
профилактики
употребления
психоактивных
веществ
обучающимися

Выявление факторов риска распространения ПАВ в среде обучающихся

Организация безопасной поддерживающей образовательной среды
Раздел 7. Организация комплексного сопровождения системы формирования здорового
образа жизни обучающихся (система медицинского обслуживания обучающихся)

Оценка комплексных показателей состояния здоровья обучающихся
Раздел 8. Организация системы мониторинга сформированности культуры здорового образа
жизни обучающихся (средствами психологических технологий, анкетных методов и
социологических опросов.

Программа диагностики психологических характеристик обучающихся,
связанных с показателями их здоровья

Программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни обучающихся

Оценка сформированности у обучающихся, их родителей и учителей школы
мотивации ведения здорового образа жизни, обобщение аналитической информации в форме
отчетов образовательного учреждения.
Здоровьесберегающие средства и технологии, применяемые в условиях
образовательного учреждения
1. Гигиенические
технологии)








средства (санитарно-гигиенические

средства

здоровьесберегающие

Требования к материально-техническому состоянию здания школы; организация
влажной уборки помещений, регулярное проветривание классов
Обеспечение рационального уровня учебной нагрузки во избежание переутомления
Организация рационального питания обучающихся – пища должна быть полноценной
по химическому составу. Быть безвредной в химическом отношении и безопасной с
точки зрения бактериального состава
Соблюдение общего режима дня обучающихся – режима двигательной активности,
режима питания и сна
Формирование здорового образа жизни
Личная и общественная гигиена; привитие детям элементарных навыков при мытье
рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.
Организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения
инфекций

2. Средства двигательной направленности (здоровьесберегающие технологии физкультуры
и спорта)





Уроки физкультуры с комплексами физических упражнений
Физкультминутки на уроках и подвижные перемены
Различные виды оздоровительной гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для
коррекции зрения и пр.), лечебная физкультура
Эмоциональные разрядки и «минутки покоя», подвижные игры, психогимнастика,
тренинги и др.

3. Средства
организации
благоприятной
психолого-педагогической
ОУ(психологические здоровьесберегающие технологии)




Обеспечение положительного эмоционального климата в учебном коллективе и в
процессе взаимодействия учитель-ученик
Всесторонняя психофизическая диагностика всех личностных сфер обучающихся
в процессе их развития
Функционирование кабинета психологической разгрузки

4. Средства
педагогического
воздействия,
организации
процесса (здоровьесберегающие образовательные технологии)




среды

Интеграция оздоровительной деятельности в образовательный процесс
Системный подход к организации образовательной деятельности
Модернизация содержания образования, разработка интегративных
здоровьесберегающей направленности для всех ступеней обучения

учебного

курсов

5. Профилактические и закаливающие средства (воспитательная работа по формированию
ЗОЖ)





Организация просветительского лектория
Культурно-массовые мероприятия
Работа с семьей обучающегося( пропаганда здорового образа жизни через систему
занятий в родительском лектории)
Массовые оздоровительные мероприятия с участием родителей (спортивнооздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу,
экскурсии)
Модель личности ученика

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих
технологий является приоритетным направлением деятельности данной программы. В
качестве основополагающей линии развития нашей школы в этом направлении выбрана
концепция здоровьесберегающего образования. Школа должна стать «антропоцентричной»,
т.е. центром всех учебно-воспитательных воздействий является конкретный ученик, и,
соответственно, все способы и формы организации школьной жизни подчинены целям его
всестороннего личностного развития. Модель технологий обучения в здоровьесберегающей
школе существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем.
Она предоставляет ученику большую свободу выбора в процессе обучения. В ее рамках не
ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая

разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы
с познавательным стилем ребенка. Это требует разработки новых подходов к организации
учебного процесса в плане дальнейшего развития технологий индивидуализации обучения и
здоровьесбережения. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогической
деятельности – это комплексная задача, требующая перестройки организации учебного
процесса, которая может быть решена несколькими путями:
 вариативностью образовательной среды на основе принципов профилизации
обучения;
 дифференциацией обучения;
 индивидуализацией учебного процесса с учетом личностных особенностей учащихся;
 разработкой индивидуальных образовательных программ для детей с особенностями
развития и педагогически запущенных детей;
 индивидуальными портфолио в системе дистанционного образования
Работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе
их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения
учащихся
.
Модель выпускника Модель выпускника основной Модель
начальной школы
школы
выпускника
средней школы
-знание основ личной - знание основ строения и - стремление к
гигиены,
функционирования организма самосовершенствованию,
выполнение правил человека;
саморазвитию и
гигиены;
- знание изменений в организме профессиональной
-владение основами человека в пубертатный период; пригодности через
личной гигиены и -умение
оценивать
свое физическое
здорового
образа физическое
и
психическое совершенствование и
жизни.
состояние;
заботу о своем здоровье;
- знание влияния алкоголя, - убеждение в пагубности
курения,
наркомании
на для здоровья и
здоровье человека;
дальнейшей жизни
-поддержание
физической вредных привычек;
формы;
знание
различных
- телесно-мануальные навыки, оздоровительных систем;
связанные с укреплением силы, - умение поддерживать
выносливости,
ловкости;- здоровый образ жизни,
гигиена умственного труда.
индивидуальный
для
каждого человека;
-способность
вырабатывать
индивидуальный
образ
жизни;
- гигиена умственного
труда.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к
своему здоровью, что включает в себя:


культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и
наращивать резервные мощности организма);



культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными
движениями);
 культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и
контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
 формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового
образа жизни;
 формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
 формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими
упражнениями, различными видами спорта;
 формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи
себе и другому человеку.
Методы контроля над реализацией программы
 проведение заседаний педагогического совета школы;
 посещение и взаимопосещение уроков,внеклассных мероприятий;
 создание методической копилки опыта;
 мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в
школе.
 сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
 контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки,
объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся
в свете формирования здорового образа жизни.

План деятельности по реализации программы
№

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

Мероприятия

Ответственные
исполнители

Сроки

1.Медицинское направление.
-Анализ
основных Классный
ежегодно
характеристик
состояния руководители
здоровья детей в школе;
(согласно
-выявление
учащихся предоставленны
специальной
медицинской м данным)
группы;
-ведение строгого учета детей по
группам здоровья. Формирование
групп здоровья по показателям.
Медосмотр учащихся школы,
ежегодно
определение уровня физического
здоровья.
Обеспечение
и
организация
ежегодно
профилактических
прививок
учащихся.
Анализ случаев травматизма в заместитель
ежегодно
школе.
директора
Анализ
посещаемости
и Классные
ежегодно
пропусков занятий по болезни.
руководители,
заместитель
директора
по
УВР
Контроль за качеством питания и Директор,
ежедневно в течение года
питьевым режимом.
зам.директора,
представители
родительского
комитета

Планируемый
результат
выполнение

и

Медицинские
карты,
листы
здоровья
в
классных журналах

План медосмотров
план прививок
Материалы отчетов
материалы
отчетов

1.7.

Смотр
кабинетов,
их учителя,
соответствие
гигиеническим директора
требованиям

1.8.

Рациональное расписание уроков,
не
допускающее
перегрузок
(соблюдение
требований
СанПиНа)
Постоянный
контроль
за
школьной столовой.

1.9.

2.1.
2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

заместитель
директора

зам ежедневно в течение года

ежегодно

зам.директора,
ежедневно в течение года
директор школы
2.Просветительское направление
Организация просветительской заместитель
ежегодно
работы с родителями (лекторий). директора
Разработка
и
внедрение заместитель
ежегодно
родительского
лектория
по директора
здоровому образу жизни.
Разработка системы обучения администрация
ежегодно
родителей
и
учителей
по школы
проблемам охраны, укрепления и
сохранения здоровья детей.
Вовлечение
родителей
и администрация
ежегодно
учителей в работу по сохранению школы
и укреплению здоровья детей.
Подготовка
и
проведение заместители
ежегодно
педагогического совета по теме директора
«Формирование здорового образа
жизни»
Организация просветительской заместитель
ежегодно
работы с учащимися (лекторий, директора
тематические классные часы и
др.виды работ).
Совместная
работа
с заместитель
ежегодно
учреждениями здравоохранения директора

справка по оценке
расписания

график проведения
лектория
тематика лектория
план работы

план работы
протокол педсовета

план работы

план работы

2.8.

3.1.

и органами внутренних дел по
профилактике
токсикомании,
наркомании,
курения
и
алкоголизма.
Пропаганда
физической учителяв течение года
культуры и здорового образа предметники
жизни через уроки биологии,
географии,
химии,
ОБЗР,
физической культуры.
3.Психолого-педагогическое направление.
Отслеживание
классные
ежегодно
работоспособности, тревожности руководители
и
других
психических
показателей
учащихся
по
экспериментальным программам:
- определение влияния учебной
нагрузки
на
психическое
здоровье детей;
- изучение умственного развития
учащихся с целью возможности
продолжения
обучения
в
профильных классах;
изучение психологических
возможностей
и
готовности
детей к школе;
- выявление профессиональных
интересов
учащихся
и
способностей
с
целью
профессионального
самоопределения;
разработка и внедрение
системы
медикофизиологического контроля за
адаптацией
учащихся
к

планы
уроков

диагностические
исследования

3.2.

4.1.

4.2.

4.3.

5.1.
5.2.

различным формам обучения.
Использование
учителяежегодно
здоровьесберегающих
предметники
технологий, форм и методов в
организации
учебной
деятельности.
4.Спортивно-оздоровительное направление.
Организацию
спортивных учитель
ежегодно
мероприятий.
физической
культуры
Разработка системы кружковой, заместитель
ежегодно
внеклассной и внешкольной директора
работы
по
формированию
здорового
образа
жизни
учащихся.
Привлечение
учащихся, заместитель
ежегодно
родителей,
социальных директора
партнёров школы к физической
культуре и спорту, различным
формам оздоровительной работы.
5.Диагностическое направление
Мониторинг состояния здоровья руководитель
ежегодно
детей.
МС
Подготовка
и
проведение руководитель
ежегодно
семинара для учителей школы по МС, психолог.
теме «Проблемы диагностики
развития».

планы
уроков

план работы
план
работы
кружков и секций

план работы

результаты
мониторинга
материалы
семинара

Ежегодный примерный календарный план реализации программы
здоровьесбережения
Сентябрь




Организация дежурства по классам.
Налаживание работы кружков и секций, организация клубной деятельности.
Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и
план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению
эффективности работы по здоровьесбережению детей.
 Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих
улучшению работы школы по здоровьесбережению.
 Организация питания учащихся.
 Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
 Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых
соревнованиях и спартакиаде.
 Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа
жизни.
 Старты здоровья (поход)
 Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
 Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Октябрь
 Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию порядка на
закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе,
по сохранению школьного имущества.
 Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
 Подготовка классов к зиме.
 Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в
районной спартакиаде.
 Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа
жизни.
 Физкультминутки (ежедневно).
 Подвижные игры на переменах (ежедневно).
Ноябрь
 Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».
 Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог:
выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
 Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности.
 Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
 Отчёты о проделанной работе по здоровье сбережению.
Декабрь
 Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных
всемирному дню борьбы со СПИДом.
 Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья»
 Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
 Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Январь
 Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
 «Весёлые старты».
 Физкультминутки и динамические паузы.
Февраль
 Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.
 День защитника Отечества.
 Физкультминутки и динамические паузы.
Март
 Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
 Подготовка ко Дню здоровья. Физкультминутки и динамические паузы.
 Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Апрель
 Всемирный день здоровья.
 Благоустройство школьной территории.
 Динамические паузы, физкультминутки.
Май
 Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
 Мероприятия, посвященные годовщине Победы в ВОВ.
 «Весёлые старты».
 Проведение экскурсий на природу(в рамках уроков)
 Презентация уроков чистоты.
Июнь
 Международный день защиты детей.
 Всемирный день защиты окружающей среды.
 Работа по плану летних каникул.
Ожидаемые результаты формирования ЗОЖ
по ступеням образования
Ступень

Задачи педагогов

Начальное звено:
1-2-е классы
3-и классы

Формирование навыков
санитарно- гигиенической
культуры

4-е классы
Среднее и старшее звено:
5-6-е классы
7-е классы
8-11е классы

Приобщение к
гигиенической культуре
Организация здорового
образа жизни
Приобщение к здоровому
образу жизни
Формирование полового
самосознания и здорового
образа жизни
Воспитание грамотного
отношения к медико-

Прогнозируемы
е результаты
Отсутствие вредных
привычек

Стремление к
ведению
здорового образа
жизни

профилактическим мерам
как средству сохранения
здоровья человека
Планируемые результаты реализации здоровьесберегающей программы в школе
Осуществление запланированных действий по реализации данной программы позволит
получить следующие результаты:
1. Будет сформирована система физкультурно- оздоровительной работы
образовательного учреждения через совместную деятельность медицинских
работников и педагогов по предупреждению заболеваний детей и подростков,
сохранению и своевременной коррекции здоровья школьников для достижения
оптимальных результатов в учебной деятельности каждого ребенка.
2. Будет осуществляться систематический контроль за состоянием здоровья учащихся
и учителей на основе организации профилактических осмотров, первичной
профилактики.
3. Снизится заболеваемость всех участников образовательного процесса.
4. Будет создан компьютерный банк данных о состоянии здоровья каждого учащегося
на всех


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».